lukomnikov: (Default)
[personal profile] lukomnikov
Что касается обвинений в кощунственности самой идеи дописывания классического текста, тем более такого "строгого и цельного" как хокку, то эти обвинения представляются мне нелепыми. Дело в том, что японские поэты с древнейших времён занимались дописыванием стихов друг друга. Возникновение и формирование самого жанра хокку исторически связано с этой традицией.
Вот что писала об этом В.Н. Маркова:
«С течением времени танка стала чётко делиться на две строфы. Иногда их сочиняли два разных поэта. Получался своего рода поэтический диалог. Его можно было продолжать как угодно долго, при любом количестве участников. Так родились "сцепленные строфы" [рэнга или рэнку, иногда переводится как "нанизанные строфы" - Г.Л.] - поэтическая форма, очень популярная в средние века.
В "сцепленных строфах" чередовались трёхстишия и двустишия. Соединяя их по два, можно было получить сложную строфу - пятистишие (танка)... Ценилось умение сделать неожиданный поворот темы; вместе с тем каждая строфа сложнейшим образом перекликалась с соседними. Так камень, вынутый из ожерелья, бывает хорош сам по себе, но в сочетании с другими приобретает новую, дополнительную прелесть.
Первая строфа называлась хокку. Постепенно хокку сделалось самостоятельной поэтической формой, отделившись от "сцепленных строф"...»
(Из предисловия к книге Басё "Стихи". М.: 1985.)

Date: 2006-04-20 04:14 am (UTC)
From: [identity profile] oah.livejournal.com
Да, я помню. Мне Марина Хаген рассказывала.

Date: 2006-04-20 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Ну дак я ведь просто восстанавливаю эту древнюю японскую традицию. На русский лад, естественно.
А мне говорят: "авангардист, ничего святого"...

Date: 2006-04-20 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] jefi-jun.livejournal.com
мне кажется, твоя 4 строка как-то очеловечивает хайку, приближает к народу :)))

Date: 2006-04-20 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] goroxov.livejournal.com
Гера, а если бы это не было традицией? Почему, не понимаю, нельзя дописывать чужие стихи? Ты ж не колбасу ешь и не детей убиваешь!..

Date: 2006-04-20 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Ну ты, Вова, сравнил хрен с пальцем (колбасу и детей, в смысле).

А насчёт дописывания... Я думаю, что плохо дописывать нельзя, а хорошо можно, дык я ведь в основном хорошо дописываю.
А может, и плохо можно дописывать, не знаю, что за беда, в самом деле, люди вообще много всякой ерунды пишут, и ничего.

А насчёт традиции... Я, когда начинал дописывать (6 лет назад), я об этой традиции не знал. А когда прочитал о ней - понял, что не случайно, видимо, я так этими "хокку плюсами" увлёкся.

Date: 2006-04-20 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] ilinskaja.livejournal.com
ДОРОГОЙ ГЕРМАН!
НЕ РАССТРАИВАЙСЯ ПОЖАЛУЙСТА ПО ПУСТЯКАМ.

Date: 2006-04-20 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Спасибо, Катерина. Постараюсь. Хотя всё равно вряд ли получится - это всё же не совсем пустяки для меня. Даже совсем не пустяки.

Date: 2006-04-20 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] manka-kapak.livejournal.com
кто Вас в кощунстве обвиняет? неужели такие нашлись! да не обращайте Вы на них внимания. это глупые люди, у них нет чувство юмора.

Date: 2006-04-20 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
В том-то и дело, что не всегда они глупые, и с чувство юмора у некоторых из них всё обычно в порядке, просто в данном случае эти качества им, что называется, изменяют.
Но за поддержку спасибо.

Date: 2006-04-20 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] botanist77840.livejournal.com
Здравствуйте.Зачем вы попросили меня прочесть этот пост? Я знаю про эту японскую традицию. И даже если бы я про нее не знала, чувства мои по поводу прочитанного не изменились бы. Мое мнение очень и очень субьективно, я осознаю это и не претендую на роль проповедника. Один из ваших друзей заметил: "мне кажется, твоя 4 строка как-то очеловечивает хайку, приближает к народу". Вот именно это-то меня и коробит. Просто меня многое связывает с японской культурой, к тому же я довольно консервативна. Еще раз повторяю, это просто мои чувства, рациональной критики я предложить не могу. То что вы делаете, замечательно и интересно.

Date: 2006-04-20 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Господи, дай мне терпения не видеть в этом комментарии ничего кроме последней фразы.

Date: 2006-04-20 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Ну и первой, конечно, тоже.
Здравствуйте.

Date: 2006-04-20 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] botanist77840.livejournal.com
Ах, боже мой. Вас, кажется, Герман зовут? Дак вот, уважаемый Герман. Извините меня. Забудьте вы о моих словах. Я человек - далекий от искусства. Живу в Техасе, занимаюсь политологией, эконометрией и психологией. Эти дисциплины и среда, в которой обитаю, сделали меня очень жестким человеком. Потому бываю резка в выражениях. Простите, еще раз. Я с огромным удовольствием прочла бы еще что-нибуть написанное вами.

Date: 2006-04-20 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Да, меня зовут Герман, уважаемая botanist77840.
Вот Собрание моих сочинений до 2002 года:
http://vavilon.ru/bgl/
А новые тексты - тут, в ЖЖ.
Page generated Jun. 2nd, 2025 02:55 am
Powered by Dreamwidth Studios