lukomnikov: (Default)
[personal profile] lukomnikov
Был такой поэт, деятель самиздата и просто яркая личность - Иван Новицкий.
Родом он был, кажется, из Ростова-на-Дону. 1953-го года рождения, отчество - Эдуардович.
В конце 80-х - начале 90-х его часто можно было встретить в Москве - в общежитии Литинститута, редакции "Гуманитарного фонда", читающим вслух стихи на Арбате или продающим свою самиздатскую продукцию вперемежку со всякой книжной и газетной всячиной в переходе на "Пушкинской"...
Насколько я знаю, он фактически бомжевал, и вид у него был соответствующий, тем не менее он - тяжёлый в общении, кажется, всегда пьяный, безумный, зачастую со следами побоев на лице - производил впечатление весёлого, энергичного и невероятно довольного жизнью человека.
В конце 90-х он пропал без вести. Просто исчез и всё.
По некоторым сведениям, последний раз его видели в Волгограде, где он будто бы работал в редакции какой-то газеты.
Его мама, Эльфрида Павловна Новицкая (проживающая в Ростове-на-Дону), пыталась его разыскивать, но, увы, безуспешно.

Вот тут кое-что о нём:
А. Хусаинов. Не только Новицкий...
С. Соколовский. Портрет в отсутствие интерьера.

Если вы знали Ивана Новицкого, если вам что-то известно о его судьбе, если у Вас имеются какие-то его стихи или другие связанные с ним материалы - пожалуйста, свяжитесь с Айдаром Хусаиновым ([livejournal.com profile] husainov), например, тут:
http://community.livejournal.com/gumfond/26780.html
- Айдар собирает книгу стихов И.Н. и воспоминаний о нём.

Date: 2008-11-18 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] mariannah.livejournal.com
Жили с ним в соседних комнатах в общежитии. По утрам просыпался от того, что Иван строил своих сожителей по кругу, они маршировали и пели:
Так пусть же красный
Сжимает властно
Свой член мозолистой рукой...
Кстате он не выглядел тогда так, как описано.
А вот через несколько лет встретил его на остановке на Добролюбова, так действительно вид у него был тот. Тогда его уже выгнали из Литина.

Date: 2008-11-18 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kokaira.livejournal.com
я помню его. спасибо, Гера.

Date: 2009-03-28 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] al-ah.livejournal.com
Собирает стихи Новицкого? Возможно ли это? Во всяком случае, уже в конце 80-х он покупал некондиционные стихи у абитуры литина и выпускал под своим именем (у меня, например, пару стишков за бутылку коньяка, которую вместе и выпили). Так что авторство его стихов сомнительно. Но, если кому-то интересно, у меня где-то сохранилось пара его полурукописных сборников. Если кому надо – поищу… Несмотря на все вышесказанное, относился и отношусь я к нему с большой нежностью.

Date: 2009-03-28 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Здравствуйте, Алексей, не знал, что у Вас есть ЖЖ.

Имеющиеся у меня стихи Новицкого я поместил здесь:
http://cmuxu.livejournal.com/36418.html

Если у Вас есть его стихи, не попавшие в эту подборку, и если Вам несложно их оцифровать - наверно, стоило бы отправить их Айдару Хусаинову - связаться с ним можно опять-таки через ЖЖ, по ссылке в посте.
Присылать их мне не имеет смысла - я, по правде сказать, не являюсь поклонником творчества И.Н., а вышеупомянутую сетевую публикацию выполнил из уважения к его памяти и ради восстановления справедливости, - когда обнаружил, что его стихов, кажется, вообще не было в сети, буквально ни строчки.

То, что Вы рассказали (о скупке авторства), очень забавно и для меня неожиданно. Но не все же стихи он таким образом покупал, какие-то и сам писал, наверно.
Видимо, это был с его стороны такой способ эпатажа, никак иначе я это объяснить не могу. На способ наживы это совсем непохоже, скорее наоборот, сплошной убыток.

Date: 2009-03-28 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] al-ah.livejournal.com
Это верно! Он и сам был - сплошной убыток. И хоть не писал ничего (при мне, по крайней мере) по образу жизни был настоящим поэтом. Что-то вроде Хлебникова. Хотя… я, видимо, вру! Писал! Как-то мне позвонили из линейного отдела милиции, с Московского вокзала. Попросили приехать и опознать одного человека, дескать, из всего Ленинграда он назвал только мой телефон. Человеком, естественно оказался Иван. Он там уже неделю сидел (сняли зайца с электрички без документов). Писал там стихи… помню он и за решеткой рычал что-то типа «трали вали, кошки срали». Менты к нему с уважением относились.
Одно время он взялся продавать на Арбате мою первую книжку. И, надо заметить, весьма успешно. Правда, денег я не увидел, но пару раз он привозил мне каких-то копченых куриц.
P. S. Судя по вопросу о ЖЖ, мы когда-то были с вами знакомы?

Date: 2009-03-28 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Нет. Просто читал несколько Ваших стихотворений и они мне понравились.
Рад Вашему появлению.

Я даже нашёл тогда и сохранил ссылку на Вашу страницу с довольно обширным собранием стихотворений на Стихах.ру. Но вот заглянул сейчас и с огорчением обнаружил, что Вы её закрыли - стихов нет.
Эх, собирался я почитать толком, да не успел.
Может, на каком-нибудь другом сайте это есть?

Date: 2009-03-28 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] al-ah.livejournal.com
О, я и забыл о ней. Перед самым Новым годом, в силу разных жизненных коллизий, ушел на дно на пару месяцев. Не хотел, чтобы определенные люди копались у меня в стихах – вот и закрыл… и забыл. Теперь, когда все позади, можно и открыть. Хорошо, что напомнили. На днях схожу на стихиру… если пароль не потерял.

Date: 2009-03-28 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Хорошо бы!

-------
Алексей, пользуясь случаем, хочу обратиться к Вам с вопросом, с которым я несколько месяцев назад обращался к Сергею Носову, а тот - к Николаю Голю; кроме того, мои друзья обращались с тем же вопросом к Владимиру Эрлю, а тот - к Виктору Топорову; высказывались разные мнения, но сколько-нибудь твёрдых сведений в пользу того или иного решения нам пока, к сожалению, найти не удалось.
Чтобы не формулировать вопрос заново, я позволю себе процитировать соответствующий фрагмент из моего письма к Носову:

В томе "Самиздат века" (Минск - М.: Полифакт, 1998), в подборке Рида Грачёва было напечатано стихотворение "Я все не спал и плакал допоздна...".
Впоследствии оно появилось на сайте "Неофициальная поэзия" (основу материалов которого составил поэтический раздел "Самиздата века"), тоже в подборке Р. Грачёва:
http://www.rvb.ru/np/publication/01text/11/01grachev.htm#verse6
Но мой друг поэт Иван Ахметьев, который занимается этим сайтом, недавно обратил внимание на такую странность. В т. 5-Б антологии К. Кузьминского "У Голубой лагуны" приводится содержание готовившегося в середине 1970-х в Ленинграде (и, кажется, так и не вышедшего) большого самиздатского сборника "Лепта". Авторы там расположены по алфавиту, Р. Грачёв и Г. Григорьев соседствуют. Так вот, означенное стихотворение там вписано в подборку Г. Григорьева! -
http://www.kkk-bluelagoon-2.nm.ru/tom5b/lepta4.htm
Правда, в "Сам. в." и, соответственно, на сайте стихотворение датировано 1962 годом - вроде рановато для Г. Григорьева, но другие два стихотворения подборки Грачёва в "Сам. в." так же датированы, так что не исключено, что датировка эта могла появиться случайно, "по инерции".
Подборки питерских авторов для "Самиздата века" готовил В. Кривулин. Не ошибся ли он с авторством, поместив стихотворение в подборку Грачёва?
Что Вы об этом думаете?

Date: 2009-03-28 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] al-ah.livejournal.com
Боюсь, если уж Коля с Сергеем не смогли эту задачу решить – я и подавно не справлюсь.
Вообще-то Кузьминский – известный путаник. У него полно неточностей. Многое он по памяти восстанавливал. Так что путаница возможна вполне.
Что же касается самого стихотворения, то у Гены я его не встречал никогда, но по мелодике это очень его стихотворение. Не знаю, что он мог в 62-м написать, но то, что оно находится в его стилистике – очень похоже.
Хотя, сейчас по вашей ссылке на Грачева посмотрел – он тоже на Григорьева похож!!! Наверное надо поспать чуток!

Date: 2009-03-29 12:54 am (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Николай с Сергеем тоже считают, что очень похоже на Ген. Григорьева.
Топоров отрицает возможность григорьевского авторства - насколько я понял, просто на том основании, что стихотворение ему незнакомо.

Неточностей в "Лагуне" хватает, но с этим списком Кузьминский вряд ли мог что-то напутать: не по памяти же он воспроизводит стенограмму этого заседания и полное содержание "Лепты"! У него эти документы сохранились - машинопись того времени, он там ниже об этом упоминает в своём примечании.
Кстати, забыл упомянуть: к нему мои друзья тоже обращались по этому поводу, но увы, он не знает - стихотворения этого он не помнит, а от "Лепты" у него, насколько я понимаю, сохранилась только эта стенограмма и содержание, а также доставшаяся ему от И. Левина (не знаю, кстати, кто это) подборка Грачёва, каковая и напечатана в "Лагуне:
http://kkk-bluelagoon.nm.ru/tom5a/grachev.htm
- её состав полностью соответствует списку грачёвской подборки в содержании "Лепты", т.е. интересующего нас стихотворения там нет.
Это стихотворение попало в "Самиздат века" от Кривулина. Увы, у него уже не спросишь.
Я предполагаю, что у Кривулина хранились разрозненные машинописные листки материалов "Лепты", и он перепутал авторство. Это было бы неудивительно, ведь "Самиздат века" готовился в середине 90-х, т.е. через 20 лет после истории с "Лептой".

-------
Спокойной ночи, Алексей.
Если возникнут ещё какие-то соображения - поделитесь.

Кстати, Вы не общаетесь с сыном Г.Г.? Может быть, у него спросить?

виктор топоров пишет

Date: 2009-03-29 07:59 am (UTC)
From: (Anonymous)
Извините, что вмешиваюсь. Такого вопроса со сторон Эрля не помню. А вот стихотворение помню - в авторском исполнении Геннадия Григорьева с лукаво-пьяной паузой перед последней строчкой. Это безусловно он, года так 1972-1973
В.Т.

Re: виктор топоров пишет

Date: 2009-03-29 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Здравствуйте, Виктор!
Огромное спасибо!

Меня интересуют некоторые подробности.
Я сейчас написал Вам электронное письмо (на адрес, указанный в интернет-газете "Взгляд"). Вы его получили?

Date: 2009-03-29 06:26 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Мелодика Гешина , ход Гешин, стилистика Гешина, вывод для Геши чересчур предсказуем и вяловат. Но… если раннее, то почему бы и нет?
Сыновья Григорьева (оба) несмотря на помощь отцу при жизни и финансовые расходы на посмертные издания, были, как я понимаю, далеки от его творческой жизни. Так часто бывает. Они вообще, молодцы, но, боюсь, мало чем могут здесь помочь.
Вообще – лучше всех о Григорьеве знает, наверное, Топоров. Носов – на втором месте. Все остальные (включая меня) либо знают определенные периоды его жизни, либо только делают вид, что знают. Последних, кстати, немало, но я бы не стал осуждать это явление – оно тоже свидетельствует о том, что григорьевские стихи живы.
Если у вас будут какие-то вопросы – задавайте, что знаю, расскажу.
О, пока вам отвечал, заметил, что и сам Виктор Леонидович объявился. В таком случае, ваш вопрос на 99% решен.

Date: 2010-01-14 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ayktm.livejournal.com
хорошо что есть знатоки творчества Геннадия Григорьева
хорошо бы выслушать еще знатоков творчества Рида Грачева
вообще удивительно - стихи опубликованы на бумаге и висят в сети уже 10 лет, и никто ни разу...
не знали что Рид стихи писал
значит ни Звезду не читали, ни Самиздат века...

Date: 2010-01-15 01:16 am (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Этот твой коммент не дойдёт до адресата (он ведь тут забыл залогиниться).

Date: 2010-01-15 01:30 am (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
> не знали что Рид стихи писал

Не совсем понял, это ты к чему? Разве Ал. Ах. такое говорил?

Да даже если и говорил бы - никто не может и не обязан знать и читать всё. Выбор чтения - дело добровольное (а в какой-то степени и случайное - у любого читающего).

Date: 2010-01-15 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] ayktm.livejournal.com
это говорили другие
а насчет выбора чтения - я не говорю что обязательно, но хоть раз заглянуть полюбопытствовать...

Date: 2010-01-15 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
За других никто не ответчик.

А большие антологии от корки до корки мало кто читает (это ведь почти как энциклопедию читать).
Да даже и прочитав, невозможно всё запомнить - запоминается то, что лично тебе ближе.

Date: 2010-01-15 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] ayktm.livejournal.com
"сейчас по вашей ссылке на Грачева посмотрел – он тоже на Григорьева похож" - похоже на первое знакомство

да я и не предлагаю читать от корки до корки
сам так не делаю к сож. )

тем не менее...

Date: 2010-01-15 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Не пропадёт наш скорбный труд... )

Date: 2009-03-30 12:11 am (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Алексей, Вы в комментарии "Мелодика Гешина..." забыли залогиниться, поэтому направляю ответ сюда.

Спасибо за мнение.

Да, с тех пор как я услышал о проблеме авторства (а она обнаружилась минувшей осенью), версия григорьевского авторства казалась мне определённо более вероятной.
В частности, я обратил внимание на некоторое сходство этого стихотворения со стихотворением "Сон после операции" (1971).

(Мне, кстати, концовка не кажется вяловатой, ну да это дело вкуса.)

Я написал письмо Виктору; надеюсь, он поможет расставить точки над "i" в этом вопросе.

-------
Всё-таки ЖЖ - великая вещь.

Date: 2009-03-30 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] al-ah.livejournal.com
Да, ЖЖ (и вообще интернет) – сильная вещь, причем сила эта не всегда созидательная и объединяющая. Она бывает и разъединяющей. Я, например, только благодаря ЖЖ насмерть разругался с тремя-четырьмя знакомыми.
Забавно – потерять трех друзей, приобретя пяток френдов!
Иногда, конечно, дух захватывает от возможностей. Я ведь, вышел на вас, информацию о Денисе Новикове ища. Вышла книга составленная Борисом Лукиным «Наше время», где оказалась подборка моего старого литинститутского знакомого – Дениса. Стал искать обстоятельства смерти – оказалось, что он известный в Москве человек (у нас мало кто вообще о нем слышал). А поскольку в литинституте это время пришлось как раз на расцвет Ивана Новицкого, то их фамилии где-то оказались рядом. С Иваном я тогда тоже покуролесил. Вот и нашел пяток упоминаний, в том числе у вас. Без интернета эта роскошь действительно немыслима… Но иногда, мне кажется, что наш (в смысле общечеловеческий) отрыв друг от друга – тоже величайшее чудо и благо. Чем бы обернулось, если бы мы все и все друг о друге знали? Каждый шаг? Представьте регулярный ЖЖ Пушкина. Где тайна, загадка? Возможно стихи, как жесткая локализация своего пространства, как строгое дозирование информации, говорят о том же.
Молчание, как созревание души – тоже очень полезная штука.
(screened comment)

Re: виктор топоров пишет

Date: 2009-03-29 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Отправил копию - пришла?

Ваш коммент скриню.

виктор топоров пишет

Date: 2009-03-29 07:38 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Пришла, спасибо. Завтра отвечу

Re: виктор топоров пишет

Date: 2009-03-29 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lukomnikov-1.livejournal.com
Хорошо, спасибо, жду.
Page generated May. 25th, 2025 10:30 am
Powered by Dreamwidth Studios