Sep. 8th, 2011

lukomnikov: (Default)

Кирилл Корчагин

ОНТОЛОГИЯ АНТОЛОГИИ

Р у с с к и е   с т и х и   1 9 5 0 — 2 0 0 0   г о д о в. Антология (первое приближение). В двух томах. Составители И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., «Летний сад», 2010. Т. 1 — 920 стр. Т. 2 — 896 стр.

Не секрет, что поэтические антологии — одно из самых традиционных средств «картографирования» поэтического пространства. И часто издания такого рода оказываются едва ли не единственным источником по той или иной литературной традиции (как, в частности, обстоит дело с древней японской или тамильской поэзией). Поэтому любая работа подобного толка всегда проводится «с точки зрения вечности», и, видимо, поэтому же оценка конечного продукта практически всегда бывает крайне строга. В этом контексте особенно важными оказываются принимаемые составителями принципы отбора, сама структура издания, в идеале позволяющая отличать его от многих других опытов в антологическом жанре. При этом вечный вопрос — почему поэт Х. не попал на страницы книги — и его частый спутник — почему подборка поэта W. длиннее подборки «не менее великого» поэта Z., кажется, должны беспокоить только в том случае, если ответы на них никак не вытекают из принципов антологизирования. Разумеется, это более чем общие замечания, но, надеюсь, они помогут задать необходимую канву, ведь почти все обсуждения новых поэтических антологий сводятся к предъявлению составителям подобных счетов (впрочем, и этот текст от них не свободен).Read more... )
lukomnikov: (Default)

Анна Голубкова

Поэтический портрет эпохи

Русские стихи 1950—2000 годов: Антология (Первое приближение). В 2 томах. Составление: И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. — М.: Летний сад, 2010. — (Культурный слой; Волшебный хор).

Объявление о выходе в свет этой антологии немедленно вызвало в литературном сообществе самый настоящий скандал. Дело в том, что в анонсе был приведен список имен поэтов, значительная часть которого ничего не говорила даже очень прилежному читателю. При этом же многие другие имена, особенно важные для конца ХХ века, в этом списке отсутствовали. И это, разумеется, было сразу же воспринято поэтической общественностью как очередная попытка перекраивания существующих представлений о современной поэзии. Например, Кирилл Корчагин считает целью антологии не только пересмотр всей поэзии советского времени “с точки зрения доминирования неподцензурных творческих практик”, но и концептуальную перестройку поэтической картины конца 1990-х годов [1]. Между тем цели и задачи антологии были, на мой взгляд, совершенно другими, гораздо более альтруистическими. В небольшом предисловии к первому тому говорится о тех многочисленных материалах, которые появились за последние двадцать лет и которые должны быть как-то прочитаны и осмыслены. И эта антология, дающая общую и довольно полную картину развития русской поэзии второй половины ХХ века, как раз и является первым приближением к такому вот прочтению и осмыслению. Сложно даже представить, сколько всего пришлось прочесть составителям, чтобы в конечном итоге развернуть перед читателем обширную панораму имен и поэтических стилей. Конечно, эта картина не свободна от субъективности, и в отдельных случаях претензии к составителям имеют под собой основание. Однако надо понимать, что без некоторой пристрастности, без увлеченности и любви к своему предмету этот труд вообще никогда не мог бы состояться. Любовь же и объективность, как известно, вещи несовместимые. И потому не стоит ждать от этой книги холодного перечисления заслуг, а также четко отмеренного места в одной из общепринятых современных литературных иерархий для каждого из 576 поэтов. Речь в ней идет исключительно о русских стихах второй половины двадцатого столетия, собранных и изданных с заботливостью и любовью.Read more... )
Page generated May. 22nd, 2025 05:19 pm
Powered by Dreamwidth Studios